Ежемесячный совокупный тираж более 500 000 экземпляров

ЕСЛИ ДОКТОР — НЕ СОЮЗНИК...

Порой больные оказываются уязвимы перед теми, кто призван их защищать, — перед врачами. И проблема заключается в том, что многие пациенты не знают о своих правах. Как отстоять свою позицию в медучреждениях? Пора разъяснить некоторые принципиальные моменты.


ФОРМУЛА ЗДОРОВЬЯ

 

ЕСЛИ ДОКТОР — НЕ СОЮЗНИК...

Порой больные оказываются уязвимы перед теми, кто призван их защищать, — перед врачами. И проблема заключается в том, что многие пациенты не знают о своих правах. Как отстоять свою позицию в медучреждениях? Пора разъяснить некоторые принципиальные моменты.

 

Я болею, но меня выписывают!

Если симптомы болезни еще присутствуют, а лечащий врач стремится как можно скорее закрыть больничный, он не прав! Порядок и сроки выдачи листков нетрудоспособности строго регламентированы действующим законодательством. Доктор обязан соблюдать конкретные сроки, которые зависят от характера и тяжести заболевания. Лечащий врач выдает гражданам листки нетрудоспособности сроком до 15 календарных дней, фельдшер либо зубной врач на срок до 10 календарных дней.

Продление листка нетрудоспособности на больший срок осуществляется по решению врачебной комиссии.

ВАЖНО!

Отныне медицинский персонал имеет право закрывать больничные листы при условии отказа пациента проходить медико-социальную экспертизу (МСЭ). В случае если врачебная комиссия не находит оснований для направления на нее, пациент может самостоятельно обратиться в Бюро МСЭ.

 

Тайна болезни

Каждый пациент имеет право записать на диктофон беседу с лечащим врачом и данные им рекомендации по поводу лечения. Это можно сделать как тайно, так и открыто с одобрения собеседника.

При возникновении судебных споров касательно качества оказанной медицинской помощи сделанная тайно аудио- или видеозапись, с точки зрения закона, не становится автоматически недопустимым доказательством. Законодатель всегда ищет баланс между субъективными правами, с одной стороны, и необходимостью выяснять действительные обстоятельства дела, с другой. Но в некоторых случаях сделанная запись может пригодиться!

 

Сменить врача? Это реально!

Если пациента не устраивает врач в поликлинике, он имеет полное право его сменить.

Необходимо обратиться с соответствующим заявлением, составленным в письменной форме, к руководителю медицинской организации. В нем необходимо указать причины замены. Руководитель медицинской организации в течение трех рабочих дней со дня получения заявления должен проинформировать пациента в письменной или устной форме о других врачах соответствующей специальности и сроках оказания ими медицинской помощи. Пациент на свое усмотрение выбирает любого врача из предложенных кандидатур.

 

Расплата за неверный диагноз

Врач поставил неверный диагноз? Для привлечения его к ответственности необходимо доказать вину. Без специализированной медицинской экспертизы здесь не обойтись. Должен быть установлен факт неверно поставленного диагноза и/или неправильного назначения лечения, что повлекло за собой ухудшение здоровья и дополнительные траты.

При положительном заключении медико-социальной экспертизы пациент может обратиться как в лечебное учреждение, в котором работает указанный врач, с требованием о добровольном устранении нарушения прав, так и непосредственно в суд.

ВНИМАНИЕ!

Eсли нeпрaвильнo пoстaвлeнный диaгнoз спoсoбeн нaнeсти врeд здoрoвью, тo eщe хyжe, eсли врaч нe oбнaрyжит бoлeзнь вoврeмя. Бывaeт и тaк, чтo пaциeнт прихoдит к врaчy с oпрeдeлeнными жaлoбaми, a в oтвeт слышит, чтo всe в пoрядкe и бeспoкoиться нe o чeм. Успoкoeнный пaциeнт yхoдит, a бoлeзнь тaк и oстaeтся нeoбнaрyжeннoй, прoдoлжaя рaзвивaться. Кoнeчнo, пoнять врaчeй мoжнo: oни тaк чaстo стaлкивaются с мнитeльнoстью пaциeнтoв, чтo пoрoй нe oбрaщaют внимaния нa их жaлoбы, oсoбeннo eсли рeзyльтaты aнaлизoв в нoрмe. Им и в гoлoвy нe прихoдит нaзнaчить дoпoлнитeльныe oбслeдoвaния. Пoэтoмy, eсли вaс дeйствитeльнo бeспoкoит сoстoяниe здoрoвья, тo имeeт смысл либo сaмoстoятeльнo прoйти oбслeдoвaния, либo смeнить врaчa.

 

Скорая помощь — совсем не скорая

Как быть, если приезда скорой помощи приходится ждать по несколько часов? Дело в том, что все вызовы диспетчер делит на две категории. Первая — экстренные, представляющие угрозу жизни пациента. Вторая — неотложные, без явных признаков угрозы жизни пациента. В зависимости от того, в какую категорию занесли вас, вы будете в первоочередном списке или нет.

К экстренным вызовам относят внезапные острые заболевания, обострения хронических заболеваний, нарушения сознания и дыхания, ранения, роды и угрозу прерывания беременности и т.д. В этом случае бригада обязана приехать в течение 20 минут. В остальных случаях они могут задержаться, так как оказывают помощь тем, кому она сейчас нужнее.

НА ЗАМЕТКУ

Если пациент недоволен оказанной скорой медицинской помощью, он может пожаловаться в вышестоящее медицинское учреждение (например, департамент здравоохранения), либо в страховую компанию, указанную в полисе ОМС.

 

Право на льготные лекарства

Пациенты, имеющие хронические заболевания, как правило, получают льготные лекарства. Но зачастую в аптеках их не оказывается. Если какого-либо препарата нет в наличии, фармацевт обязан поставить рецепт на отсроченное обеспечение и внести его в журнал неудовлетворенного спроса. После этого сотрудники аптеки должны завезти лекарство: для препаратов, включенных в федеральный перечень, — в течение 10 рабочих дней с момента обращения пациента; для лекарственных препаратов, выписанных по решению врачебной комиссии медицинской организации, — в течение 15 рабочих дней с момента обращения пациента.

 

По материалам сайтов fb.ru, ozdorovey.ru